Главная » Статьи » » Научные [ Добавить статью ]

Сетевое взаимодействие учителя географии как средство повышения квалификации

Сетевое взаимодействие учителя географии

 как средство повышения квалификации


 В информационном обществе остро встает проблема образования, а непрерывное обучение и профессиональное развитие становится составной частью жизни каждого человека. Использование новых информационных технологий позволяют человеку увереннее чувствовать себя в жизни, дает возможность обеспечивать профессиональное развитие. Освоение учителем новой информационной культуры в значительной мере будет определяться проникновением в образование  и повседневную жизнь технологий, основанных на использовании не только персональных компьютеров, но и компьютерных сетей. Сеть Интернет на сегодня становится универсальной средой не только доступа к любой информации, а также средством ее поиска и распространения.  Кардинальные изменения в российском обществе влекут за собой модернизацию образовательной системы страны и, как следствие, одной из ее составляющих – повышения квалификации учителей. Успешность решения этой важной проблемы зависит от разработки теоретической и практической обоснованности процесса повышения квалификации педагогических кадров.

В начале 2010 года президент Д.А. Медведев озвучил концепцию образовательной инициативы "Наша новая школа”. Согласно этой инициативе «стимулом должна стать аттестация педагогических и управленческих кадров – периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой. Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей. Программы повышения квалификации должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит – от образовательных потребностей детей [8]. Одной из главных характеристик или условий  успешной реализации процесса  модернизации  является формирование  среды профессионального общения  как важнейшего элемента повышения квалификации педагога. Интернет в данном случае выступает как один из инструментов реализации  этого профессионального общения. 

Система повышения квалификации должна ориентироваться не только на то, чтобы дать педагогам некую дополнительную сумму современных знаний, более современных по сравнению с теми, когда они закончили ВУЗ. Прежде всего, она должна быть направлена на стимулирование их познавательной активности, творческих поисков, личностного роста [5]. Информатизацию образования применительно к учителям, и в частности учителям географии, необходимо рассматривать в двух направлениях: 1. Для обучения и воспитания учащихся. 2. Для собственного личностно-профессионального развития. В данном выступлении рассматривается второй вопрос.

 Его рассмотрение уместно начать с цитаты А. Наумова. "Современные требования работодателей к выпускникам: умение работать с информацией, навыки работы в команде – вот что надо иметь по окончании учебного заведения. Важен не объем знаний, а способность их усваивать, - таковы потребности новой экономики. Однако существующая система образования не способна им соответствовать. Формирование новой модели образования связано с изменением характера информационных потоков. Эра компьютеров закончилась. Сегодня работают не компьютеры, а коммуникации” [7]. Однако под последним сегодня понимается не только электронная почта, которая сейчас есть у большинства учителей географии, под этим следует понимать деятельность учителя географии, направленную на профессиональное развитие, где поведение каждого учителя географии выступает с одной стороны стимулом, с другой – реакцией на поведение коллег. Что касается школьников, то они «живут» в компьютерных сетях и взаимодействуют друг с другом, это стало составляющей их повседневной жизни[1]. Соревноваться в этом подавляющему большинству учителей, в частности географии – дело безнадежное. Но сегодня, как стало ясно, учитель, не имеющий опыта эффективного сетевого взаимодействия, замыкающийся в рамках своей школы, своего района, это учитель, не идущий в ногу со временем. Он достаточно быстро останавливается в своем развитии, становится неинтересным для своих учеников и утрачивает свой авторитет.

Сегодня Интернет следует рассматривать уже не только как некоторую базу данных, информационное хранилище, но и как определенный механизм, устройство, инструмент. Сегодня это уже среда, которую учитель географии не только должен знать и понимать, но и принимать участие в ее формировании. Действительно, крайне редко учитель использует найденную информацию в том виде, в каком ее находит: он с ней работает – расширяет, свертывает, перестраивает, корректирует. А степень удовлетворения потребности зависит от него самого – не только от уровня ИКТ-грамотности, но и от желания дальнейшего развития. Существующие Интернет-технологии позволяют учителю оперативно получать необходимую информацию, которую он сможет использовать в своей работе, а также, что не менее важно, – активно обмениваться опытом с другими учителями географии [3].  Действительно, возможности для профессионального развития, повышения квалификации у сетевого взаимодействия велики. В его основе лежит проявление собственной инициативы: учитель сам определяет чему научиться, какие проблемы обсуждать, какой форме взаимодействия отдать предпочтение. Коллективное сетевое взаимодействие – это залог не только продуктивного обмена информацией, но и основа приобретения новых знаний и умений, на основе которых происходит дальнейшее повышение квалификации. Включаясь в сетевое взаимодействие, учитель имеет возможность не только получить новые знания, но и использовать их на практике, и, не останавливаясь на достигнутом, продолжать повышать квалификацию. Специальных программ курсов повышения квалификации, на которых именно учителя географии приобретали бы опыт такого взаимодействия, к сожалению, не разработано. А самостоятельно осваивают сетевое взаимодействие на профессиональном уровне немногие. В данном выступлении нет возможности, да и необходимости рассматривать все сетевые сообщества, с помощью которых учитель географии мог бы повышать квалификацию. Рассмотрим наиболее известные из них.

Большие возможности для профессионального развития учителя географии открывает портал "Открытый класс” (http://www.openclass.ru). На этом портале организованы сообщества учителей географии, в котором найдется место всем учителям – от начинающих до профессионалов. Однако большинство из них организовано по региональному принципу. Но даже если учитель не вступил ни в одно из сообществ, ему предоставлена возможность размещать собственные статьи, разработки уроков (занятий), находить материалы к урокам, и, что немаловажно, принимать участие в обсуждении разработок, помещенных коллегами. Также предоставляется возможность пройти обучение в дистанционном режиме. Что касается последнего, то география пока представлена слабо. Всего на портале представлено 76 курсов, включая мастер-классы, из них надпредметных 20, метапредметных 4, а предметных "географических” только 2.

Еще большие возможности для профессионального развития учителя географии открывает портал Сеть творческих учителей (http://www.it-n.ru). Большинство сообществ на нем не являются региональными. Необходимо отметить его главную особенность – этот портал специально создан для обмена опытом применения ИКТ в учебном процессе. В рамках портала организовано сообщество учителей географии, которое поистине можно назвать творческой мастерской. Наиболее популярная программа среди учителей географии, с помощью которой создаются образовательные ресурсы, это MS Power Point. Но вместе с тем, презентация, созданная в этой программе, зачастую просто демонстрируется учителем на уроке, не позволяет тем самым развивать продуктивную деятельность учащихся. Пожалуй, здесь уместно провести аналогию с диафильмом, учебной картиной или таблицей – те же иллюстрации, текст, только носитель информации другой. А развитие интеллектуальных способностей возможно, как отмечают психологи еще со времен Ж. Пиаже и Л.С. Выготского,  лишь в ходе продуктивного обучения. Большинство ресурсов, размещенных в рамках данного сообщества на этом портале, это тоже презентации. Однако последними их можно назвать лишь условно, только потому, что они сделаны в MS Power Point. По сути дела, они уже являются интерактивными пособиями. Не случайно появилась в рамках сообщества творческая группа "От презентаций к интерактивным пособиям”. Для учителей, которые не умеют создавать подобные презентации, организуются мастер-классы, на которых главное внимание уделяется инструментам MS Power Point, позволяющим создавать элементы интерактивных пособий – гиперссылкам, триггерам, сложным анимациям и др. Делается это для того, чтобы учителю-географу стал понятным и был принят опыт коллег, чтобы стал источником новой идеи, по выражению В.И. Загвязинского "канвой для вышивания”, а затем стимулом для создания собственного опыта [4]. В сообществе учителей географии, в том числе в каждой его группе постоянно пополняется библиотека учебно-методических материалов. На портале представлена также единая библиотека, состоящая из NITI (New Information Technology&Internet)-методик[2] и VCT (Virtual Classroom Tour)-проектов. Многие учителя в своей работе используют электронные образовательные ресурсы на CD (мультимедийные учебники серии1C, виртуальную школу Кирилла и Мефодия и др.). NITI–методики позволяют им поделиться опытом работы в рамках портала. Отметим также, что некоторые мультимедийные издания по географии имеют выход в Интернет в программной оболочке, а в некоторых предусмотрена возможность изменения списка-Интернет-ресурсов[3]. VCT-проект – учебный проект, написанный по определенному образцу, приведенному на портале. Он включает в себя методику проведения занятий с использованием проектного метода обучения. Имея структурированное описание проекта, учитель может повторить успешный опыт других учителей или создать свой собственный проект. Важно также то, что издано методическое пособие по организации работы на портале [3].

Несколько меньшими возможностями располагают сайты "Мир географии” (http://www.mirgeografii.ru), "Про школу” (http://www.proshkolu.ru) и др.

Положительной чертой сетевого взаимодействия является возможность посмотреть на созданный ресурс глазами коллег, которых учитель не знает. Таким образом повышается объективность оценки того, что разработано и выложено в Сеть. Нередки случаи, когда размещенная на портале разработка, кажущаяся автору безукоризненной и, возможно, является лучшей, что им сделано к настоящему времени, оказывается не востребованной. Причин может быть несколько: недостаточная ИКТ-подготовка учителя, серьезные недостатки в оформлении работы, отсутствие методического сопровождения и др. [3].

Как уже отмечалось, большинство учителей географии "отстают” от своих воспитанников с точки зрения сетевого взаимодействия. Порталы, организованные для учителей, позволяют преодолеть сложившийся разрыв. Учитель, зарегистрировавшийся на сайте, учится способам сетевого взаимодействия у более опытных коллег, одновременно применяя полученные знания и умения на практике. При этом следует отметить, что сетевое взаимодействие – явление, порожденное постиндустриальным обществом, следовательно, осваивают его молодые учителя наряду с учителями с большим стажем. И, несмотря на то, что подобное взаимодействие еще очень молодо, видов сетевого взаимодействия много – от обсуждения вопроса на форуме до создания собственного сообщества. Таким образом, учитель может сразу получать опыт разного рода.

Из вышесказанного вытекает следующая положительная черта сетевого взаимодействия – возможность самостоятельно определять те его формы взаимодействия, которые на определенном временнóм этапе учителю географии необходимы, а также возможность самостоятельно строить для себя собственную среду для сетевого взаимодействия и находить собственные маршруты, что немаловажно. Если традиционному обучению присущи избыточность информации, содержание строится из расчета «авось пригодится», то на сегодня, в быстро меняющемся мире учеба впрок – непозволительная роскошь: обучать и обучаться следует только тому, что наверняка будет востребовано [2]. Слишком высоки сегодня требования к учителю географии, чтобы разбрасываться учебным временем, собственными усилиями и усилиями преподавателей.

Преимущества сетевого взаимодействия учителя, как видно, налицо. Но здесь я позволю себе в качестве примера привести некоторые цифры относительно степени вовлеченности учителей географии в этот процесс. На портале «Сеть творческих учителей» из 50 размещенных NITI-методик по географии только 4, из такого же количества VCT-проектов по географии нет ни одного. Приведу также данные по Санкт-Петербургу: из более чем 1100 учителей географии в «Сети творческих учителей» зарегистрировано только 17, из них собственных разработок не разместил никто, а на портале «Открытый класс» разработки разместили только двое. Возникает закономерный вопрос – что же сдерживает «среднестатистического» учителя географии, 52-летнего с высшей категорией, что препятствует его сетевому взаимодействию?

Поскольку большинство читателей этой статьи учителя, то все по крайней мере наслышаны о новых правилах аттестации. Применительно к Санкт-Петербургу, аттестация проходит в форме экспертизы портфолио учителя. По каждому критерию и показателю начисляется определенное количество баллов, затем баллы суммируются. Для подтверждения высшей категории необходимо набрать 585 баллов. Теперь проанализируем разбалловку, приведенную в экспертном заключении [12].

Критерий: Владение навыками пользователя персонального компьютера – 50 баллов.

Документы в портфолио: Копия удостоверения курсов пользователя ПК или владения информационно-коммуникационными технологиями, полученного в следующих учреждениях: РЦОКОиИТ, СПбАППО, СПбГУИТМО, заверенная руководителем образовательного учреждения[4] (за межаттестационный период).

Критерий: Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе: лицензионных – 5 баллов, созданных самостоятельно – 10 баллов, наличие собственного сайта, страницы на сайте образовательного учреждения, блога и др. – 10 баллов.

Документы в портфолио: Перечень ЭОР к разделам программы, скриншоты страниц сайтов, других электронных ресурсов, конспекты 5 уроков/занятий, проводимых с использованием ЭОР (за межаттестационный период).

Цифры говорят сами за себя и в комментариях не нуждаются. Таким образом видно, что с повышением квалификации учителей географии в Санкт-Петербурге сложилась картина  диаметрально противоположная той, какой она описана в концепции «Наша новая школа»[8]. Налицо явление, по меткому выражению А.Г. Асмолова названное крепостничеством. "Наши учителя сегодня жестко "привязаны” к региональным институтам повышения квалификации. В лучшем случае удастся попасть в Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования федерального уровня. Таким образом, мы имеем дело с типичным крепостничеством, когда человек «привязан» к своему "подворью”. Учитель обречен идти учиться к одним и тем же людям и осваивать "обязательный ассортимент” учебных курсов. Если он этого не сделает, региональный орган управления образованием не присвоит ему очередную квалификационную категорию, то есть учитель потеряет в зарплате… Качество подготовки учителей в региональных ИПК нередко вызывает нарекания. За повышение профессионального уровня учителей далеко не всегда отвечают истинные профессионалы.” [1].

Об отсутствии соответствующих курсов подготовки учителей географии уже говорилось. Но даже те учителя, которые только решили «попробовать на вкус» сетевое взаимодействие, часто разочаровываются в этом. Как уже упоминалось, разработка, помещенная учителем в Сеть, может оказаться невостребованной коллегами. Выражаться это может в отсутствии отзывов или высказывание отрицательных отзывов, причем нередко в грубой форме. Последнее связано с тем, что учитель, вступая в то или другое сообщество учителей, должен понимать, что в какой-то мере он должен быть андрагогом, уметь формулировать замечания так, чтобы коллегам не было обидно, и в то же время  принимать замечания в свой адрес и быстро на них реагировать. Многих такое положение дел отпугивает, и учитель прекращает взаимодействие в сети, так и не начав. Хотя не следует в данной ситуации отчаиваться, разработку необходимо пересмотреть, обсудить с другими учителями географии или предложить ее как идею для творческой мастерской, совершенствовать разработку, – и в скором времени отношение к учителю будет совсем другим.

Главным выходом из создавшегося положения представляется разработка соответствующих курсов применительно к учителям географии, то есть курсов, на которых учителя географии получили бы навыки сетевого взаимодействия, а также познакомились бы с технологией создания образовательных ресурсов, которые на данном этапе времени востребованы в различных профессиональных сообществах. При организации этих курсов оптимальной представляется модель интеграции очной и дистанционной форм обучения, разработанная Е.С. Полат. По ее мнению именно такая модель дистанционного обучения наиболее перспективна для будущей системы образования, в частности для повышения квалификации[10]. При этом в очной форме следует сохранить непосредственно освоение, регистрацию, знакомство с порталами и их возможностями, а размещение материалов, развитие умений размещать разработки, консультации целесообразно перенести на дистанционный режим. При этом преподаватель всегда остается на связи с учителями в рамках того или иного сообщества, портала, блога и т.п., следовательно, имеет возможность просматривать размещенные слушателями курсов материалы. Пройдя обучение по этой модели, учитель сможет уверенно чувствовать себя среди коллег-единомышленников, а сетевое взаимодействие несомненно будет способствовать творческому успеху.

 

1. Асмолов А.Г. В повышении квалификации учителей не место крепостничеству. [Электронный ресурс] .

2.  Василькова Т.А. Основы андрагогики. – М.: КНОРУС, 2009.

3. Драхлер А.Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

4. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр "Академия", 2008.

5. Малышева М.А. Вариативная система повышения квалификации в области информационных технологий // Развитие информатизации образования Санкт-Петербурга: состояние, опыт, перспективы – СПб.: СПбЦИТиТ, 2005.

6. Миллер А.Л. Проблемы внедрения электронных образовательных ресурсов по географии в практику массового преподавания [Электронный ресурс]: http:// /www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=3436&tmpl=Thread&BoardId=3439&ThreadId=366843.

7. Наумов А. "Образование 2.0 стучится в дверь… Откроем?" //  Компьютерра. – 2008. – № 44. [Электронный ресурс]: http:// offline.computerra.ru/2008/760/388331.

8. Национальная образовательная инициатива НАША НОВАЯ ШКОЛА [Электронный ресурс]:http:// www.educom.ru/ru/works/projects/nasha_novaya_shkola/school/index.php.

9. Основы компьютерных сетей: учебное пособие. – М,: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

10. Полат Е.С. и др. Педагогические основы дистанционного обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

11. Распоряжение Комитета по образованию от 18.03.2011 N412-р . / [Электронный ресурс]: http:// http://www.docme.ru/doc/17710/rasporyazhenie-komiteta-po-obrazovaniyu-ot-18.03.2011-n412-r.

12. Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника образовательного учреждения [Электронный ресурс]: http:// www.spbappo.ru/modules/mydownloads/visit.php?lid=771.



[1] Действительно, грамотному, эффективному сетевому взаимодействию школьников сейчас, по крайней мере в рамках учебного процесса, никто не учит. Некоторые рекомендации приведены в книге «Основы компьютерных сетей» (глава 11) [9]. Главная причина заключается в том, что подавляющее большинство учителей и в частности учителей географии не имеют опыта такого взаимодействия.

[2] Термин  NITI-методика «родился» в рамках портала и подразумевает методики проведения уроков, объединенных одной темой, с обязательным использованием ИКТ и Интернета.

[3] Подробнее возможности мультимедиа учебников рассмотрены в моей статье «Проблемы внедрения электронных образовательных ресурсов по географии в практику массового преподавания», опубликованной на портале «Сеть творческих учителей» в разделе библиотеки сообщества «Методика и опыт»[6].

[4] Возможен другой вариант в форме квалификационного испытания, при котором максимальное количество баллов – 40. Однако, как показывает анализ образца справки о результате прохождения квалификационного испытания на определение уровня владения персональным компьютером [11], проверяется ИКТ-грамотность, а не ИКТ-компетентность, не говоря уже о навыках сетевого взаимодействия.

 


Просмотров: 1119 | Комментарии: 0 | Теги: научная, Сетевое взаимодействие, вестник ЛГУ, учителя географии | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Имя *:
Email *:
Код *: