Главная » Статьи » » Научные [ Добавить статью ]

Учебники А.В. Даринского продолжают жить
А.Л. Миллер

Учебники А.В.Даринского продолжают жить

Любой учитель, независимо от преподаваемого им предмета, должен быть знаком с передовыми учеными той специальности, основы которой он преподает. И если не лично, то, по крайней мере, по его трудам.
Отмечу сразу дар А. В. Даринского – способность генерализировать науку, популяризовать ее. Это нашло отражение в школьных учебниках, по которым одно время учились миллионы российских школьников. На протяжении его творческой деятельности (для справки: школу Анатолий Викторович закончил в 1926 году) постоянно возрастал поток информации. В 30-е гг общий поток научной информации удваивался каждые 40 лет, к началу XXI века этот срок сократился в 40 раз! Творить с каждым десятилетием становилось труднее, но это не останавливало да и не могло остановить такого человека, как Анатолий Викторович.
Написать учебник, как я убедился на своем опыте – это только полдела. Добиться того, чтобы учебник был напечатан – три четверти дела. Сделать его читаемым для большой аудитории – труднодостижимая цель. Но Анатолий Викторович достигал этого неоднократно. Вспомним советские реалии – один автор или одна группа авторов, один учебник, огромное количество экспертиз… Были и пробные, неутвержденные учебники, но апробировать их – пройти через лес бюрократических рогаток. Но желание творить, изобретать что-то новое были одним из принципов его жизни. И придерживаясь этого принципа, Анатолий Викторович добился в своей жизни очень многого.
Вернусь к тому, с чего начал статью. Передовые ученые… География – единственная наука или, если говорить языком ученых, система наук, которая изучает и природу, и хозяйство, и население, одновременно являясь как естественной, так и общественной. Интегрировать все это, рассуждать по-географически дано далеко не каждому. Считаю, что каждый учитель должен знать, сколько академиков по его специальности ныне живут, ныне здравствуют? Географам ответить на этот вопрос будет проще всех – слишком сложна география для того, чтобы дорасти до академика. Анатолий Викторович был од-ним из немногих, кому это удалось.
Добавим также мастерское владение пером, умение не только пропагандировать собственную точку зрения, но и выслушать другую, способность быстро подстроиться под условия, которые диктовало время. Яркий пример, иллюстрирующий последнее: в 1992 году выходит первый учебник под его редакцией «География России». Еще и года не прошло после распада СССР . Нельзя говорить, что учебник был воспринят однозначно. Из уст многих учителей и методистов были слышны высказывания: «Да как по такому учебнику работать?», «Да он накатал его за полгода» и т.п. Но учебник не был плохим, он создавался на принципиально новой основе, а все новое, как известно, пробивает себе дорогу с трудом. Еще на конференции в РГО в 1970 году А.В. Даринский говорил: «Следует изменить направленность школьного географического образования. Всестороннее, но поверхностное рассмотрение природы, населения и хозяйства всех стран и районов нужно заменить глубоким изучением условий развития, связей и зависимостей небольшого числа регионов».
На протяжении творческого пути не раз изменялось отношение к школьной географии, что находило отражение в изменении количества часов, отводимых на изучение предмета. Учебные планы менялись, но не секрет, что структура школьного курса географии оставалась прежней, а в большинстве школ не меняется и сейчас. Используется та, что была разработана еще в 1934 году. Изучалась природа России (общая и региональная часть) в 8 классе, население и хозяйство России (общая и региональная часть) в 9 классе. Что касается упомянутого выше учебника, то изучение общей части географии России (природа, население, хозяйство) предполагалось в 8 классе, а региональной части (природа, население, хозяйство) в 9 классе . Изменилось содержание курса, и исчез один из недостатков школьных учебников – учебник перестал представлять собой проекцию науки, генерализацию ее для школы. Конечно, учебник не был лишен недостатков. Но быстро изменилась политическая карта на стыке 80-90-х годов, столь же быстро назрела необходимость создания нового учебника. Кто-то ведь должен был за это взяться. В последующих двух изданиях недостатки были устранены, статистические данные обновлены. Многое из учебника А.В. Даринского использую на уроках до сих пор. Это касается не только текста, но и методического аппарата учебника.
Отмечу также еще одну черту творчества Анатолия Викторовича – не останавливаться на достигнутом, развивать разработанное, доводить его до совершенства. Яркий пример тому – работа краеведческой направленности. Первые работы по истории и географии Санкт-Петербурга (Ленинграда) и Ленинградской области появились еще в 50-е годы. Теперь их число исчисляется десятками. И, конечно же, среди них достойное место занимают его учебники для школ. Еще в первые годы своей работы в школе на уроках по темам «Природа Ленинградской области» приходилось использовать его книгу, изданную в 1968 году. Новее ничего не удавалось найти. И вот в начале 90-х годов появляются брошюры «География Санкт-Петербурга» (1993), «Прогулки по старому Санкт-Петербургу» (1994). А в 1996 году выходит в свет учебник, написанный им в соавторстве с И.В. Асеевой «География Санкт-Петербурга», который я использую на уроках по сей день.
Но времена меняются, а прогресс, как мы знаем, безграничен. Наряду с бумажными учебниками появились их электронные аналоги. Теперь некоторые параграфы его учебника разобраны мною на цитаты и вставлены в оболочки учебников серии 1С для 8 и 9 классов. Появляются линии учебников и УМК, жалко, что по географии пальма первенства принадлежит московским географам. А ведь и у петербургских коллег была попытка выстроить линию учебников. Вспомним учебник «Физическая география» Д.П. Финарова для 6 класса и его же учебник в соавторстве с Е.Я. Черниховой и С.В. Васильевым «География. Материки, океаны, страны» для 7 класса. Их продолжением стал учебник по географии России для 8 и 9 классов, вышедший в свет за год до кончины Анатолия Викторовича. Конечно же, учебники такого великого ученого, как А.В. Даринский, «обросли» бы рабочими тетрадями, тетрадями-тренажерами, CD, пособиями для учителей… Очень обидно, что после ухода великого учителя работа по выстраиванию УМК оборвалась и «петербургская» линия учебников и УМК так и не были выстроены до конца. А могли бы быть выстроенными – потенциал петербургских географов не меньше, чем у их московских коллег. И это нередко благодаря Анатолию Викторовичу – ведь сегодня многие учителя и ученые – его бывшие ученики.







Просмотров: 1594 | Комментарии: 1 | Теги: | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Irina  
0
Тестовый комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Имя *:
Email *:
Код *: