Главная » Статьи » » Научные [ Добавить статью ]

Задания на развитие речи как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии

задания на развитие речи как способ

Активизации познавательной деятельности

учащихся на уроках географии

Аннотация

В статье рассматривается необходимость систематической работы над речью в рамках разных школьных учебных предметов. Приводятся разработанные задания, на которые учитель не тратит большое количество времени на уроке. Они предлагаются учащимся на уроках географии на этапе активизации познавательной деятельности.

Ключевые слова:

устная речь, письменная речь, активизация знаний.

TASKS FOR THE DEVELOPMENT OF SPEECH AS A WAY

OF ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY

STUDENTS IN GEOGRAPHY LESSONS

Annotation

The article discusses the need for systematic work on speech in different school subjects. There are developed tasks for which the teacher does not spend a lot of time during the geography lessons. They are offered to students in geography lessons at the stage of activation of cognitive activity.

Keywords:

speaking, writing, knowledge activation.

 

Изучая тот или иной учебный предмет, учащийся усваивает не только его предметное содержание, он усваивает язык, на котором происходит обучение, даже если это его родной язык. Речь является формой существования мысли, следовательно, в основе организации речевой деятельности учащихся должна лежать мыслительная деятельность, и вопрос в том, как организовать ее средствами учебного предмета [2, с. 15].

Но кто и как развивает речь ученика? Проблема культуры речи в последние десятилетия обострилась, количество ошибок постоянно возрастает, а их количество и разнообразие перестало вызывать удивление. В такой ситуации очень трудно настроить учащихся на грамотную, нормативную речь (как устную, так и письменную), приучить их внимательно следить за тем, что они говорят и пишут.

Многие участники образовательного процесса считают, что развитие речи учащихся — это не только обязанность, но и прерогатива учителей-словесников, а у предметника задачи иные, и специального времени для такого обучения нет. В то же время всякий учебный предмет предполагает усвоение новых терминов, понятий и т.д., а, следовательно, и расширение словарного запаса обучающегося, и включение новых слов в речь в соответствии с нормами грамматики и стилистики. Работу по развитию речи нужно рассматривать не как отдельную или дополнительную часть обучения по предмету, а как неотъемлемую составляющую содержания каждого урока. Систематическая работа над речью — непременное условие не только успешного усвоения знаний и умений, но и общего интеллектуального развития учащихся. В основе организации речевой деятельности учащихся должна лежать мыслительная деятельность, и вопрос в том, как организовать, как сделать эту работу очень интересной и ученику, и учителю [2, с 15–16].

В данной статье мы приводим некоторые разработанные нами задания для некоторых тем курса экономической и социальной географии мира. Мы их используем на этапе активизации знаний учащихся. Суть этого этапа урока в том, что в содержание изучаемого материала включается субъектный, повседневный, житейский опыт учащихся[1], создаются ситуации, в которых ученик является субъектом деятельности. Как отмечает С. Н. Поздняк, повседневная деятельность требует исследовательского поведения, умелого применения знаний [4, с. 40]. До сих пор не утратило актуальность высказывание М. Н. Скаткина о том, что «необходимо организовать поисковую деятельность школьников. Делать надо это осторожно, постепенно. Для этой цели прежде всего следует использовать поисковую беседу. Учащиеся сами должны высказывать свои предположения» [3, с. 82]. По мнению И. В. Душиной, в перспективе будет усилено внимание к психологическим аспектам урока, учитель станет применять больше приемов организации внимания, восприятия [1, с. 175]. В методической литературе и опыте передовых учителей географии апробированы разнообразные приемы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе усвоения ими новых знаний и умений. В их число входит установление нового с ранее изученным. Это установление возможно и на этапе актуализации знаний. «Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно образовательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мысленного напряжения» [7, с. 110]. Ниже мы приводим некоторые примеры заданий и ответы к ним.

 

 

Тема: многообразие стран современного мира

1. А. Что означают сокращения, приведенные в схеме 1? Прочитайте, затем напишите получившиеся сложные существительные.

Схема 1

 

 

 

 

 

Ответ: страна-остров, страна-полуостров, страна-архипелаг.

 

2. Назовите прилагательные от слов, для которых приведены сокращения. Проговорите словосочетания прилагательное (ж.р.) + существительное, заполнив схему 2.

 

Схема 2

 

 

Напротив каждого получившегося словосочетания напишите по два примера. В зависимости от уровня подготовки класса это можно предложить учащимся сделать с использованием карты или без использования карты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: формы правления стран

 

Проговорите словосочетания со словом «Королевство». Перечеркните невозможные.

Дания

Норвегия

Нидерланды

Япония

Испания

 

КОРОЛЕВСТВО

Непал

Бутан

Люксембург

Великобритания

Северная Ирландия

Великобритания и Северная Ирландия

Лесото

Монако

Напротив каждого перечеркнутого топонима напишите правильное(ые) слово(а), так чтобы получилось официальное название страны.

Ответ: Нидерланды, Япония, Великобритания, Северная Ирландия, Великобритания и Северная Ирландия, Монако. Правильно: Королевство Нидерландов, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (со словом королевство эти топонимы употребляются только в форме родительного падежа). Остальные перечеркнутые страны не являются королевствами.

 

Тема: естественное и механическое движение населения.

Объясните разницу между понятиями

А. рождение и рождаемость

Б. смерть и смертность

Ответ: в обоих парах слов первое означает процесс[2], второе – результат этого процесса.

 

Заполните таблицу (поставьте знак P).

Таблица

Понятие

Процесс

Показатель процесса

Рождение

 

 

Смерть

 

 

Рождаемость

 

 

Смертность

 

 

Естественный прирост

 

 

Механическое движение

 

 

Депопуляция

 

 

Сальдо миграций

 

 

 

Ответ:

Понятие

Процесс

Показатель процесса

Рождение

+

 

Смерть

+

 

Рождаемость

 

+

Смертность

 

+

Естественный прирост

+

+

Механическое движение

+

 

Депопуляция

+

 

Сальдо миграций

 

+

 

 

 

Тема: международная интеграция

Тест. (Обведите правильный ответ). На уроке географии учитель попросил назвать интеграционную группировку, включающую в себя США, Канаду и Мексику.

Один ученик ответил: «НАФТА»,

второй ученик ответил: «САССТ».

Кто из них прав? Объясните свой ответ.

А. первый Б. второй В. оба правы Г. оба не правы

(Ответ: В. Оба сокращения означают одно и то же, но на разных языках. НАФТА в оригинале NAFTANorthen American Free Trade Association, что означает Североамериканская ассоциация свободной торговли).

Тема: модели мирового хозяйства

Выберите правильное написание – с прописной или строчной буквы (в тех словах, где выделены первые буквы, подчеркните одну из них). Объясните правописание в каждом случае.

А. Канада – одна из стран С(?)севера.

Б. К(?)канадский А(?)арктический архипелаг расположен в зоне С(?)севера, на С(?)севере Канады.

В. Маврикий – одна из островных стран Ю(?)юга.

Г. Вылетев из Э(?)эр-риядского аэропорта, самолет взял курс на Ю(?)юг.

Д. Намибия – одна из стран П(?)периферии.

Е. В большинстве районов на П(?)периферии Намибии расположены малоиспользуемые и неиспользуемые земли.

Ответ: А. Севера (в данном случае Север – географическая область, макротопоним).

Б. Канадский Арктический (Топоним, все слова пишутся в заглавной буквы), в зоне Севера (в данном случае Север – географическая область, макротопоним), на севере Канады (в данном случае север указывает направление, сторону горизонта).

В. Юга (в данном случае Юг – географическая область, макротопоним).

Г. эр-риядского (в данном случае просто прилагательное от Эр-Рияд, не имя собственное), юг (в данном случае юг указывает направление, сторону горизонта).

Д. Периферии (в данном случае Периферия – географическая область, макротопоним).

Е. периферии (в данном случае указывает местоположение не в центре)

 

Список использованной литературы

1. Душина И. В. Методика и технология обучения географии: пособие для учителей и студентов пед. иститутов и ун-тов / И. В. Душина, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя. – М,: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 203 с. С. 175.

2. Крылова О. В. Устная речь учащихся: от диалога к монологу. География. 1 сентября. – 2006. – № 17. – с. 15-22.

3. Методика обучения географии в средней школе: учеб. Пособие для студентов пед. институтов по геогр. спец. / Под ред. Л. М. Панчешниковой. – М.: Просвещение, 1983. – 320 с.

4. Поздняк С. Н. Понятие «учебная деятельность» в методике обучения географии. – География в школе. – 2006. – № 7. – с. 39-41.

5. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика, 1984. – 96 с.

6. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.

7. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.

 

[1] Житейское познание обычно отражает внешние несущественные, бросающиеся в глаза признаки вещей, процессов. Эти внешние признаки берутся за основу распознавания и классификации предметов, что приводит к поверхностным и ошибочным обобщениям. … Постепенно в сознании учащихся должна укрепляться мысль о том, что житейские наблюдения и обобщения хотя и играют большую роль в жизни людей, но имеют существенные недостатки. Житейские знания поверхностны – отражают внешнее, то что бросается в глаза [5].

[2] Под процессом понимается закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление [2].


Просмотров: 206 | Комментарии: 0 | Теги: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Имя *:
Email *:
Код *: